Ашхабад - Москва: сверка часов  

НАКАНУНЕ ВИЗИТА В РОССИЙСКУЮ СТОЛИЦУ САПАРМУРАТ НИЯЗОВ ПОДТВЕРДИЛ ПРИОРИТЕТНОСТЬ ДВУСТОРОННИХ ОТНОШЕНИЙ

То, что Ашхабад стал одним из пунктов центрально-азиатского турне министра иностранных дел России Игоря Иванова, случайностью, конечно, не является. В преддверии намеченного на 21 января визита президента Туркменистана Сапармурата Ниязова в Москву необходимо было «сверить часы», согласовать подходы по наиболее актуальным для обеих стран вопросам, там, где российско-туркменские интересы не просто пересекаются и сходятся, но и требуют активного двустороннего взаимодействия. И хотя непосредственные решения будут приняты и, соответственно, озвучены только через некоторое время и на высшем уровне, уже сейчас можно сказать, что Ашхабад и Москва движутся в одном направлении и к одной цели. Прежде всего, разумеется, речь идет о ключевых для обоих государств (хотя и не только для них) темах: Афганистан и Каспий.

Начнем с Афганистана. Переговоры Иванова с туркменским руководством подтвердили главное - одинаковое видение Туркменистаном и Россией будущего Афганистана и принципов его послевоенного устройства, сводящееся к следующим основным аспектам. Первое: Афганистан должен стать миролюбивым государством, откуда больше не будет исходить угроза миру, стабильности и безопасности соседних стран и региона в целом. Второе: Ашхабад и Москва поддерживают временного главу Афганистана Карзая и его усилия по созданию условий для формирования будущего правительства на широкой и представительной основе. Третье: Туркменистан и Россия привержены невмешательству во внутренние дела суверенного Афганистана, оба государства выступают за использование механизмов ООН в случае, когда речь идет о целесообразности участия международного сообщества в политическом будущем страны. Четвертое: после окончательного разгрома талибских отрядов миротворческая деятельность многонациональных сил в Афганистане должна осуществляться также в соответствии с критериями ООН. И, наконец, пятое: обе страны готовы продолжать оказание посильной гуманитарной помощи афганскому народу.

В общем, такое совпадение взглядов выглядит вполне закономерным, ибо Туркменистан и Россия являются естественными союзниками во всем, что преследует цель достижения стабильности и мира в регионе, в целом, и в Афганистане, в частности. Ашхабад, также как и Москва, учитывает выгодное расположение Афганистана в своих планах по созданию стратегического транспортного коридора «Север-Юг», открывающего обеим странам доступ к морским терминалам в Индийском океане. Туркменистан и Россия заинтересованы в эффективном интегрировании Афганистана в региональную экономическую систему и с точки зрения наращивания своего партнерства в газовой сфере. Именно со стабильным, мирным и предсказуемым Афганистаном связан проект прокладки газопровода с туркменских месторождений в южном направлении, заинтересованность участвовать в котором уже не один год проявляет элита российского газового бизнеса. Наконец, просто ни Туркменистану, ни Российской Федерации не нужны инциденты на своих южных границах, попытки контрабанды наркотиков и оружия, проблемы с беженцами и т.д.

Теперь относительно каспийской проблемы, которая также фигурировала на переговорах Игоря Иванова с президентом и другими руководителями Туркменистана. Предварявшее их заявление российского МИД о существенном сближении позиций двух стран по этому вопросу подтвердилось. Справедливости ради нужно сказать, что ни в Ашхабаде, ни в Москве существовавшие разногласия никогда не драматизировали, тем более что они, эти разногласия, в той или иной мере имели место между всеми пятью прибрежными странами. Нагнетанием атмосферы занимались все больше журналисты, выдергивая из контекста те или иные высказывания официальных лиц. На серьезном же уровне предпочитали спокойный, пусть неторопливый, но последовательный диалог, который, в конце концов, начал приносить свои плоды, и сейчас есть все основания с оптимизмом смотреть на перспективы решения главного вопроса каспийской проблематики – определения международно-правового статуса водоема и созыва для этого саммита прикаспийских государств в Туркменистане.

Что касается состояния двусторонних отношений, то, как заявил Игорь Иванов, у Ашхабада и Москвы «нет проблем, которые бы их омрачали». В сфере политики их и не было, потому слова главы российского МИД, надо полагать, относятся больше к экономике, где, после имевшего место определенного спада, сотрудничество в последнее время резко пошло вверх. Так, если в 1999 году товарооборот между Туркменистаном и Российской Федерацией составлял чуть больше 210 млн. долл., то в 2000 превысил 1 млрд. 283 млн. долл. Обе стороны намерены его наращивать, и предстоящий визит президента Сапармурата Ниязова в Москву не в последнюю очередь будет призван придать этим намерениям конкретную юридическую форму.


Сердар ДУРДЫЕВ, Обозреватель
Turkmenistan.Ru, 2002


К Новостям внешней политики (2002 г.)

Hosted by uCoz