Законодательное обеспечение реформ и преобразований Президента Туркменистана Сапармурата Туркменбаши  

С первых дней своей независимости Туркменистан взял курс на построение демократического, светского и правового государства.

Формирование и развитие современной модели туркменской государственности, основанной на богатом историческом наследии туркменского народа, его политической и правовой культуре, и одновременно учитывающей передовые идеи и тенденции государственного строительства, всецело связано с именем первого Президента Туркменистана Сапармурата Туркменбаши. Претворение в жизнь концептуальных положений государственно-правовой стратегии Сапармурата Туркменбаши обеспечило политическую стабильность в обществе, поступательный экономический рост страны и реализацию принципа социальной справедливости. В значительной степени это связано с тем, что Глава государства придает первостепенное значение четкому функционированию правовой системы независимого нейтрального Туркменистана, важной составной частью которой является национальное законодательство.

За короткий исторический период в Туркменистане принято 280 законов, регулирующих отношения во всех сферах жизни общества и государства. Тем самым создана прочная законодательная база, включающая в себя основные институты и отрасли права, существующие в мировой законодательной практике. Наряду с этим, активная интеграция нашей страны в мировое политическое, экономическое и правовое пространство обусловила появление в туркменской юриспруденции новых направлений, таких, как банковское, налоговое, таможенное и другие виды законодательства. Одновременно конструктивная позиция Туркменистана в международных делах, его беспрецедентные в дипломатической практике инициативы позволили сформировать принципиально новые собственные подходы к рассмотрению и правовому осмыслению проблем международного права, а также имплементации международных правовых норм в национальное законодательство.

Высокий уровень принятых законов, многообразие сфер, в которых они регулируют отношения, и эффективность их применения создают необходимые предпосылки для дальнейшего более динамичного развития национальной законодательной системы.

Выполнение этой задачи является логическим следствием исторических решений принятых на заседании Народного Совета Туркменистана, состоявшегося в канун золотого века туркменского народа.

В соответствии с целями, поставленными высшим представительным форумом Туркменистана перед государством и народом, главным направлением деятельности Меджлиса Туркменистана, избранного 12 декабря 1999 года, будет законодательное обеспечение экономических реформ и демократических преобразований, проводимых под руководством Сапармурата Туркменбаши.В этой связи особую актуальность приобретает тот факт, что практика государственного строительства и социально-экономического развития современного Туркменистана, настоятельно требуют коренного повышения качесвта законодательной деятельности, более четкого отражения в ней политических и экономических реалий переходного периода и потребностей общественного развития. При подготовке законопроектов Парламент будет исходить из национальной самобытности и духовных основ туркменского народа. а также обращаться к изучению и творческому использованию опыта законотворчества, накопленного в тех странах мира, которые достигли ощутимого прогресса в экономической, социальной , культурной и других сферах.

В своем выступлении на совместном заседании IX Совета старейшин, Народного Совета Туркменистана, Общенационального движения "Галкыныш" Президент Туркменистана Сапармурат Туркменбаши особо подчеркнул : "Главное, всем сердцем понять : высший законодательный орган призван поддерживать в стране сплоченность, основанную на единых правовых принципах и на самых высоких национальных и общечеловеческих ценностях."

Руководствуясь этими высокими требованиями, туркменские парламентарии в контексте развития законодательства Туркменистана определили приоритеты своей деятиельсности, суть которых состоит в следующем.

I. Совершенстование законодательства в области экономики и социальной политики.

Главным принципом экономического развития Туркменистана на современном этапе является укрепление экономической самостоятельности государства, достижение устойчивого и сбалансированного развития всех сфер экономики, поддержание достойного уровня жизни населения. Именно эти цели сформулированы в качестве основополагающих в Национальной Программе Президента Туркменистана Сапармурата Туркменбаши "Стратегия социально-экономических преобразований в Туркменистане на период до 2010 года". Практическая реализация этого документа, являющегося экономической программой золотого века туркменского народа, во многом зависит от наличия и применения современной правовой основы государства.

В течение восьми лет независимости в Туркменистане было принято более 50 важных законов, необходимых для формирования новых экономических механизмов, а также направленных на обеспечение прочных социальных гарантий для населения. На их основе свое развитие получили все формы собственности и хозяйственной деятельности, коренным образом реформированы банковская, кредитная, финансовая системы страны, созданы максимально благоприятные условия для социальной поддержки и защищенности людей.

Социально-экономическое развитие Туркменистана в первом десятилетии XXI века обуславливает необходимость обновления действующего законодательства и разработки принципиально новых подходов к правовому регулированию экономических и связанных с ними отношений. В этой связи законодательную деятельность целесообразно осуществлять по следующим главным направлениям.

Во-первых, это дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы, направленной на развитие и упрочение основ рыночной экономики. В этих целях в Туркменистане в первую очередь представляется необходимым продолжить активную законодательную поддержку активная законодательная поддержка предпринимательской деятельности. В настоящее время в частном секторе экономики производится почти 35 процентов внутреннего валового продукта, в нем занято более 50 процентов численности работающих. И в перспективе последовательное осуществление экономических преобразований будет непосредственно связано с расширением деятельности производственных и обслуживающих структур, основанных на частной, коллективной, смешанной формах собственности, увеличением их удельного веса в инфраструктуре экономики. Поэтому одним из приоритетных направлений совершенствования экономического блока законов должна стать разработка и принятие нового законодательства, определяющего правовые основы осуществления предпринимательской (коммерческой) деятельности. Это обстоятельство, в свою очередь, вызывает необходимость дальнейшей правовой регламентации процесса создания и функционирования субъектов предпринимательства. Важное место в числе таких субъектов занимают предприятия. В настоящее время в Туркменистане зарегистрировано 24,6 тыс. предприятий, основанных на различных формах собственности. Четкое определение их правового статуса, характера взаимоотношений с государственными органами, юридическими и физическими лицами, станет предметом правового регулирования нового закона о предприятиях и предпринимательской деятельности.

В современных условиях особую значимость приобретает вопрос создания благоприятного правового климата инвестиционной деятельности и динамичного развития внешнеэкономических связей. Продуманная инвестиционная и внешнеэкономическая политика государства нашла свое яркое воплощение в социально-экономической стратегии Президента Туркменистана Сапармурата Туркменбаши. Ее юридическое оформление и закрепление требует разработки комплексных нормативно-правовых актов, нацеленных на эффективное привлечение и размещение иностранных инвестиций, увеличение объемов экспортно-импортных операций, создание системы необходимых законодательных гарантий для этого.

Во-вторых, это законодательство в бюджетной, налоговой и денежно-кредитной сферах.

Сегодня в Туркменистане сформирована солидная правовая база, регулирующая отношения в финансовой системе страны, дальнейшее развитие которой связано во многом связано с повышением эффективности Государственного бюджета как главного макроэкономического инструмента управления экономикой. При этом наиболее актуальными проблемами являются обеспечение полного поступления платежей в доходную часть бюджета, а также рациональное, отвечающее требованиям закона использование государственных средств.

Успешное проведение бюджетной политики во многом зависит от эффективной налоговой системы государства. В этих целях следует рассмотреть весь комплекс вопросов, связанных с созданием действенных правовых механизмов в налоговой сфере. Представляется, что главным принципом законодательной работы в этом направлении должна стать кодификация налогового законодательства. На основе системного изучения существующих видов налогов, сборов и пошлин, а также форм и методов обеспечения их поступления в бюджет, необходимо разработать и законодательно закрепить единую систему формирования, утверждения и сбора обязательных платежей.

Важное место в системе мер законодательного регулирования отношений в сфере экономики должно быть отведено разработке и принятию законов, способствующих эффективному функционированию денежно-кредитной системы Туркменистана. Правовое решение этого вопроса связано со следующими приоритетами : юридическое обеспечение процессов финансовой стабилизации, совершенствование правовых механизмов оборачиваемости денежных средств, развитие законодательных основ валютного регулирования и рынка ценных бумаг.

В-третьих, это дальнейшее правовое регулирование деятельности, осуществляемой в отдельных отраслях экономики, занимающих ключевое положение в хозяйственной инфраструктуре Туркменистана.

Будет принято во внимание, что в условиях проведения социально-экономических реформ и преобразований интенсивное развитие должны получить основные секторы экономики Туркменистана : топливно-энергетический, агропромышленный, строительный комплексы, текстильная промышленность, стройиндустрия, транспорт и коммуникации. В стратегической программе на период до 2010 года прогнозируется значительное расширение и улучшение работы потребительского комплекса, сферы торговли и услуг. Каждая из названных отраслей экономики сможет результативно развиваться только при наличии современной законодательной базы.

Исходя из этого в перспективу работы туркменского Парламента включены вопросы создания и укрепления национальных правовых основ развития добычи и реализации углеводородных ресурсов, наращивания потенциала агропромышленного комплекса как главного условия обеспечения продовольственной безопасности, осуществления деятельности в области строительства и торговли, дальнейшей регламентации отношений в транспортной отрасли.

В-четвертых, это блок законов социальной направленности.

При их разработке особое внимание уделяется формированию высоких правовых стандартов, гарантирующих осуществление в полном объеме конституционных прав граждан на труд, отдых, охрану здоровья, материнства и детства, а также связанных с созданием материальных, медицинских и социально-бытовых условий для престарелых и инвалидов. Свое конкретное воплощение эти идеи получат в законах о труде, правах ребенка, медицинской деятельности и других нормативных актах.

Продолжая традиционно работать над укреплением основ законодательства Туркменистана о труде и в сфере социального обеспечения, приведением их в соответствие с требованиями нынешнего этапа развития государства и общества, в настоящее время ведется работа над новым Трудовым кодексом, в котором найдет свое отражение современная концепция правового регулирования трудовых отношений. При этом впервые законодательно будут решены проблемы контрактной формы труда, новую правовую регламентацию получат вопросы оплаты труда, рабочего времени и времени отдыха.

Одним из главных приоритетов социальной политики, проводимой в Туркменистане, является забота о подрастающем поколении. Государство в полной мере оказывает финансовую, материальную, организационную поддержку образовательным, культурным, спортивным и иным учреждениям и организациям, деятельность которых связана с воспитанием детей. Действующее законодательство Туркменистана содержит необходимый арсенал правовых норм, обеспечивающих неукоснительное соблюдение права ребенка. В целях их систематизации и полной имплементации в систему национального законодательства Конвеции о правах ребенка, ратифицированной Меджлисом Туркменистана 23 сентября 1994 года , предполагается принять закон, определяющий правовые основы и принципы реализации прав детей.

Выполнение программы Президента Туркменистана ""Здоровье" ставит перед законодателями задачу четкого нормативного закрепления порядка осуществления медицинской и фармацевтической деятельности. В этой связи актуальной проблемой является подготовка ряда законопроектов, закрепляющих формы медицинского обслуживания и лекарственного обеспечения, устанавливающих права и обязанности медицинских учреждений и работников, определяющих их ответственность за исполнение своих полномочий.

II. Развитие законодательства в сфере государственного строительства, укрепления правопорядка и законности.

Концептуальные положения долгосрочных стратегических программ Президента Туркменистана Сапармурата Туркменбаши предусматривают в качестве главных своих составляющих укрепление независимости и суверенитета Туркменистана, а также поддержание благоприятной правовой атмосферы в обществе. Указанные принципы были и остаются определяющими в законодательном решении вопросов, связанных с государственным устройством, функционированием государственных органов, проведением в жизнь судебно-правовой реформы. Исходя из этого, законодательную деятельность целесообразно направить на выполнение следующих задач.

В первую очередь - это развитие правовых основ национальной государственности Туркменистана и законодательное обеспечение деятельности органов государственной власти и управления.

В Конституции Туркменистана, принятой 18 мая 1992 года, были четко определены место и роль всех ветвей государственной власти. В соответствии с конституционными положениями в Туркменистане был принят ряд законов, определяющих порядок формирования и функционирования законодательных, исполнительных и судебных структур. Дальнейшее совершенствование их правового статуса и расширение компетенции выступают в качестве факторов, обусловливающих разработку дополнительных нормативных правовых актов в сфере государственного строительства. Такая необходимость, в первую очередь, связана с принятием Народным Советом Туркменистана 29 декабря 1999 года Конституционного закона Туркменистана "О внесении изменений и дополнений в Конституцию Туркменистана", существенно обогатившего Основной Закон нашей страны, дополнив его идеями современного конституционного права.

В соответствии с этим законодательным актом следует подготовить закон о высшем представительном органе народной власти Туркменистана - Народном Совете. Цель будущего законопроекта - детальная регламентация порядка деятельности Народного Совета, определение юридической природы принимаемых им актов и выработка правовых механизмов их реализации. Работа над подобным документом приобретает особую значимость в условиях развития уникальных демократических форм народовластия в Туркменистане.

Конкретизация конституционных норм и принципов должна получить свое продолжение и в разрабатываемых законодательных актах по вопросам функционирования исполнительных структур. Среди них наиболее приоритетным является подготовка проекта закона о министерствах и ведомствах, призванного обобщить характерные особенности юридического статуса центральных органов исполнительной власти независимо от их отраслевой принадлежности и выделить общие параметры их правового положения в системе государственных органов. Принятие этого закона создаст необходимые предпосылки для подготовки других законодательных актов, связанных с управленческой деятельностью и сыграет огромную роль в формировании принципиально новой отрасли национального законодательства Туркменистана - законодательства в сфере государственного управления.

Важное место в процессе правового обеспечения работы государственных органов занимает проблема дальнейшего совершенствования законодательства о государственной службе. Руководствуясь научно обоснованными идеями Сапармурата Туркменбаши о значимости государственной службы как особого вида деятельности, основываясь на Конституции Туркменистана и используя имеющийся в настоящее время нормативный материал, предстоит разработать правовую концепцию государственной службы в Туркменистане, определить ее разновидности и порядок прохождения.

Следующим направлением совершенствования законодательной деятельности в государственно-правовой сфере является формирование правовых основ судопроизводства.

Принятие в 1997 и 1998 годах двух фундаментальных законов Туркменистана - Уголовного и Гражданского кодексов поставило перед законодателями актуальную задачу по созданию действенных правовых механизмов их применения на практике. В числе таких мер первостепенное значение имеет работа над процессуальными нормами, так как именно наличие закрепленных в законодательстве эффективных процедур рассмотрения уголовных и гражданских дел выступает залогом принятия правоприменительными органами законных решений. Выполнение этой задачи необходимо осуществлять путем подготовки законов о трех основных формах судопроизводства: уголовном, гражданском и арбитражном. Каждый из них будет представлен в виде отдельного комплексного документа - кодекса, в котором найдут свое отражение общие и особенные вопросы отправления правосудия в Туркменистане.

Важным этапом в деятельности законодательного органа страны выступает кодификация уголовно-исполнительного законодательства.

Необходимость такой законопроектной работы прямо вытекает из принципов Уголовного кодекса Туркменистана 1997 года. При этом ее основной смысл заключается в объединении существующих юридических норм об исполнении уголовных наказаний в единую систему, а также в их качественной переработке и приведении в соответствие с международными стандартами.

Отличительными особенностями мудрой и дальновидной правовой политики Сапармурата Туркменбаши являются, с одной стороны, всемерное укрепление законности и правопорядка, а с другой, - всесторонняя гуманизация мер правового воздействия. С учетом этих главных направлений целесообразно решить вопрос о создании национального административного законодательства Туркменистана, которое по нашему мнению должно быть построено по принципиально новой правовой схеме, предполагающей подготовку двух самостоятельных и в то же время взаимосвязанных законов - Кодекса об административной ответственности и Административно-процессуального кодекса. В отличие от действующего Кодекса об административных правонарушениях, включающего в себя как нормы материального права, так и процессуальные нормы, новая система административного законодательства позволит более конкретно и в полном объеме закрепить составы административных нарушений, определить санкции, соразмерные характеру противоправных действий, а также предусмотреть в отдельном законе четкие административно-правовые процедуры и порядок исполнения решений компетентных государственных органов и должностных лиц.

Актуальной остается проблема законодательного обеспечения деятельности органов правопорядка.

Одним из необходимых условий построения правового государства является формирование системы правоприменения. Ее эффективность во многом зависит от слаженной деятельности органов правопорядка, главная функция которых состоит в точном и единообразном применении закона. В целях решения этой задачи соответствующие органы наделяются полномочиями, которые зафиксированы в законе. Туркменистан изначально определил свои подходы к решению данной проблемы, законодательно закрепив статус своих юрисдикционных структур. Вместе с тем, последовательно проводимая в стране судебно-правовая реформа обозначила новые приоритеты развития законодательства в этой сфере.

В первую очередь, своего коренного обновления требует законодательная основа деятельности органов внутренних дел. 19 февраля 1998 года был принят Указ Президента Туркменистана "Об образовании полиции Туркменистана", в соответствии с которым изменилась структура органов по охране общественного порядка, были скорректированы их функции. Исходя из этого основополагающего акта, необходимо создать целостную систему законов, детально регламентирующих цели, задачи, права и обязанности органов внутренних дел и их воинских подразделений.

Большая роль в обеспечении законности принадлежит суду и прокуратуре. Накопленный за годы независимости опыт работы этих важнейших атрибутов государственности позволяет в настоящее время в законодательном порядке решить ряд вопросов, касающихся работы судебных и прокурорских органов. Отправным началом в этом деле стало программное выступление Президента Туркменистана Сапармурата Туркменбаши перед судейским корпусом страны в январе 1999 года, в котором Глава государства сформулировал главные принципы деятельности судей и прокуроров, дал конкретные рекомендации по совершенствованию национальной правоохранительной системы. Эти идеи следует в полной мере реализовать в законах о судах и прокуратуре.

Придавая большое значение охране прав и свобод личности, государство заботится об их реальном обеспечении посредством создания равных условий доступа к законным формам и способам защиты. Одной из наиболее распространеных форм является право на профессиональную юридическую помощь. Возможность иметь адвоката, порядок его участия на всех стадиях и во всех процедурах, связанных с защитой прав гражданина, закреплен в действующем законодательстве Туркменистана. Однако расширение экономических реформ и демократических преобразований выдвигает на первый план задачу принятия специальных законов об оказании юридической помощи и адвокатуре. Предметом правового регулирования таких законодательных актов станет определение круга субъектов, полномочных осуществлять на профессиональной основе деятельность по представлению и охране интересов граждан и юридических лиц, правовое положение адвокатов, порядок создания и функционирования адвокатских контор и юридических фирм.

III. Совершенствование законодательства в сфере науки, образования и культуры.

Многранная государственная деятельность первого Президента Туркменистана Сапармурата Туркменбаши, являющая собой образец преданности долгу, беззаветного служения своей Родине и ее народу, каждодневно воплощается в заботе о духовном, нравственном и интеллектуальном развитии людей.

Под руководством Сапармурата Туркменбаши разработаны и претворяются в жизнь широкомасштабные программы по реформированию системы образования и науки, предусматривающие внедрение самых современных образовательных технологий и методов проведения научных исследований. Основная цель государственных программ - их направленность на повышение образовательного и культурного уровня населения, улучшение качества воспитания и обучения, сохранение и развитие духовных традиций туркменского народа, проведение в жизнь самостоятельной научно-технической политики.

Решение указанных задач связано с дальнейшим реформированием законодательства, по следующим направлениям.

1. Развитие правовых основ образования и науки.

Коренные изменения в структуре и организации учебно-воспитательной работы в образовательных учреждениях Туркменистана создают необходимые предпосылки для рассмотрения ряда вопросов, касающихся создания надлежащего уровня правового регулирования этих процессов.

Закон Туркменистана "Об образовании", принятый 1 октября 1993 года, заложил юридические основы национальной системы образования в Туркменистане и является базовым правовым документом в этой сфере. Наряду с этим, выполнение мер, предусмотренных в Программе Президента Туркменистана "Образование", связано с развитием законодательства об образовании. В частности, представляется целесообразной дальнейшая конкретизация в отдельных законопроектах норм о статусе образовательных учреждений.

Существенные преобразования происходят в настоящее время в сфере науки. Главной целью научно-технической политики Сапармурата Туркменбаши является ориентация научных учреждений на решение приоритетных задач в жизни страны, практическая направленность научных исследований и обеспечение их высокой результативности. Основываясь на этих принципиальных положениях следует разработать новые правовые документы, нацеленные на повышение эффективности науки. В их число предлагается включить закон о научно-технической информации, закон о научно-исследовательской организации (учреждении), закон о статусе научного работника, а также законопроекты, касающиеся вопросов государственной регистрации изобретений, дальнейшего усиления охраны объектов интеллектуальной собственности и другие.

2. Законодательное обеспечение культурно-просветительской деятельности.

Богатая культура туркменского народа, его многовековое стремление к знаниям и просвещению стали одним из самых крупных достояний, унаследованных современным поколением. Продолжая исконные традиции предков, Президент Туркменистана Сапармурат Туркменбаши уделяет огромное внимание развитию духовно-нравственных начал в жизни туркменского общества. Этой благородной цели посвящена книга национальной духовности туркмен - Рухнаме, автором и вдохновителем которой стал Сапармурат Туркменбаши. Практическое воплощение в жизнь идеалов, заложенных в Рухнаме, тесно связано с возрождением национальных обычаев и традиций, утверждением общепризнанных морально-нравственных принципов, поддержанием высокого уровня культурного развития народа.

Во многом этому должно способствовать отвечающее требованиям сегодняшнего дня и ориентированное на долгосрочную перспективу законодательство Туркменистана. В этих целях предстоит подготовить и рассмотреть пакет законопроектов в сфере культуры и просветительского дела. В первую очередь, целесообразно было бы разработать закон об основных принципах государственной политики в области культуры. Этот комплексный нормативно-правовой акт призван обеспечить в законодательном порядке реализацию государством своей культурно-просветительской функции. Он станет основой для подготовки законов, создающих правовые предпосылки для развития различных отраслей культуры. В частности - это закон об организациях исполнительских искусств (театрах, ансамблях и других коллективах, демонстрирующих исполнительское мастерство) и закон о народных художественных промыслах и ремеслах.

Серьезным направлением в законотворчестве было и остается оказание правовой поддержки проведению просветительской деятельности. В этой связи необходимо продолжить работу над законодательными актами, регулирующими отношения по созданию и функционированию широкой сети просветительских учреждений. Одним из них является закон о библиотеках и библиотечном деле.

В настоящее время осуществлен ряд практических мер по созданию национальной издательской базы, реконструированы и сданы в эксплуатацию крупнейшие производственные мощности по выпуску полиграфической продукции, принципиально решен вопрос о строительстве предприятий, выпускающих бумагу. В этих условиях появляется объективная потребность в законодательстве, соответствующем современным требованиям. Его основу мог составить закон об издательской деятельности.

3. Правовое регулирование охраны окружающей среды.

За годы независимости в Туркменистане сформировалось новая отрасль права - экологическое законодательство. Оно включает в себя все нормативные акты по вопросам охраны растительного и животного мира, земель, водоемов, атмосферного воздуха и других природных объектов. При их разработке были учтены особенности флоры и фауны Туркменистана, а также высокие мировые экологические стандарты. Придерживаясь и в дальнейшем этих принципов, целесообразно принять ряд жизненно необходимых законов в области рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды.

В их числе особое место занимает законодательство о водных ресурсах. В этом направлении будет завершена работа над Водным кодексом Туркменистана. Являясь комплексным документом, новый кодекс призван объединить все основополагающие нормы, регламентирующие порядок пользования водой для сельскохозяйственных, производственных и бытовых нужд, создать правовые условия для рационального использования этого природного богатства.

Свое дальнейшее совершенствование получит и законодательство об охраняемых природных территориях - заповедниках, заказниках и т.п. При этом необходимо исходить из идеи создания наиболее оптимального правового режима на таких территориях.

Учитывая интенсивное развитие лесного хозяйства, которое осуществляется в соответствии с программой Сапармурата Туркменбаши по озеленению Туркменистана, предполагается подготовить ряд законов, обеспечивающих надежные правовые гарантии в деле охраны лесных массивов.

Поддержание надлежащего экологического баланса в значительной степени зависит от состояния почв. Основываясь на результатах научных исследований в области почвоведения, было бы правильным подготовить проект закона о почвах, необходимый для юридического закрепления критериев отнесения почв к определенным категориям, порядка их использования и правовой защиты от возможных неправомерных действий со стороны юридических и физических лиц.

IV. Основные направления развития законодательства в сфере обеспечения внешнеполитической деятельности Туркменистана.

Внешнеполитический курс Туркменистана, разработанный и проводимый в жизнь Сапармуратом Туркменбаши, является логическим продолжением внутренней политики и определяется международно-правовым статусом постоянного позитивного нейтралитета, единодушно признанного мировым сообществом в лице Генеральной Ассамблеи ООН, принявшей 12 декабря 1995 года специальную резолюцию "Постоянный нейтралитет Туркменистана".

Основополагающие положения внешней политики нашей страны нашли свое отражение в Концепции внешней политики Туркменистана как нейтрального государства, Декларации о внешнеполитическом курсе Туркменистана в XXI веке и других актах. Эти документы являют собой политико-правовую основу стратегии и тактики Туркменистана в отношениях с иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права.

Сегодня Туркменистан имеет дипломатические отношения со 120 государствами, является членом более чем 40 международных организаций. В зарубежных странах открыты и функционируют 28 дипломатических представительств и консульских учреждений Туркменистана. А в Туркменистане действуют 28 посольств, консульств иностранных государств и представительств международных организаций. Такой высокий уровень участия Туркменистана в международных делах обусловливает потребность в дальнейшем развитии национального законодательства в сфере правового обеспечения внешнеполитической деятельности по следующим ключевым направлениям.

Во-первых, необходимо принять законы, формирующие правовые основы дипломатической и консульской службы, регулирующие отдельные аспекты работы внешнеполитического ведомства страны. В этих целях актуальным является разработка проекта закона о дипломатической службе, задача которого состоит в том, чтобы определить место и роль этого вида деятельности в системе государственной службы. Принятие такого нормативного акта позволит на законодательном уровне установить статус туркменских дипломатов и детально регламентировать порядок прохождения ими дипломатической службы.

Принимая во внимание значимость миссии, которую выполняют главы дипломатических представительств Туркменистана за рубежом, учитывая высокую ответственность, возложенную на послов Туркменистана, а также в целях наиболее полной реализации норм Венской конвенции о дипломатических сношениях (1961 года), предполагается принятие закона о Чрезвычайном и Полномочном После.

Развитию отношений между государствами во многом способствует эффективная деятельность консульских учреждений. Исходя из этого обстоятельства, целесообразно осуществить систематизацию нормативно-правовой базы в консульско-визовой сфере. В процессе такой работы на принципах Венской конвенции о консульских сношениях (1963 года) было бы уместным собрать воедино законы, правительственные и ведомственные акты по вопросам производства консульских действий. Конечным результатом этой законодательной работы мог бы стать проект Консульского устава.

Важным направлением дипломатической работы является протокольная деятельность. Традиционно, государство пребывания посредством специально создаваемых протокольных служб обеспечивало эффективное функционирование на своей территории иностранных дипломатических представительств и консульских учреждений. В целях создания дополнительных правовых условий, необходимых для осуществления этой функции с соблюдением высоких мировых стандартов, выработанных в дипломатической практике и зафиксированных в международных документах, предлагается разработка специального нормативного правового акта - закона о государственном протоколе.

Во-вторых. С обретением нейтрального статуса Туркменистан принял на себя более высокие обязательства по выполнению международных норм и тем самым определил свои подходы к решению проблемы имплементации норм международного права в национальное законодательство.

Тщательный научный анализ международных договоров, соглашений и конвенций, участником которых является Туркменистан, позволит поднять на высокий качественный уровень современную законодательную базу. Для этого в ходе подготовки каждого законопроекта предполагается проведение правовой экспертизы на предмет его соответствия международному статусу и обязательствам Туркменистана.

* * *

Практическая реализация вышеизложенных основных направлений развития законодательства Туркменистана позволит на наш взгляд в полной мере решить главную цель законодателя - создание в Туркменистане современной правовой базы, обеспечивающей эффективное осуществление социально-экономических реформ и демократических преобразований, претворение в жизнь благородных идей и начинаний первого Президента Туркменистана Сапармурата Туркменбаши.

Мередов Рашид Овезгельдыевич, Председатель Комитета Меджлиса Туркменистана (ныне Министр иностранных дел Туркменистана)


К Основной странице

Hosted by uCoz